Poli-tika.com - Политика, и не только...



Форумы - SU Для коллекционеров
* Вход   * Регистрация    * Поиск

Реклама на форумах, аукционах - Правила поведения - Как зарегистрироваться?



 

Штрафные эскадрильи, были или нет.

http://www.youtube.com/watch?v=ExBWzd4dP_U


Обсуждение на ав.сайте.
http://wardays.ru/world2/45/

Да, были, в период с сентября 1942 до начала 1943 г.
В составе 8 ВА:
Штрафная истребительная эскадрилья в составе 268 ИАД (командир - ст.лейтенант Филипченко), создана 6.9.42, расформирована 15.11.42.
Штрафная штурмовая эскадрилья в составе 206 ШАД (командир - кап. Забавских)
Штрафная эскадрилья в составе 272 НБАД (ст.лейтенант Семергей)


Летный состав в штрафных эскадрильях лишался:
1. Права представления к наградам
2. Денежного вознаграждения за вылеты и сбитые самолеты противника
3. Процентной надбавки к окладу за выслугу лет
4. Права получения очередного воинского звания (то есть, срок пребывания в штрафной эскадрильи не засчитывался в общую выслугу лет)

Сошлюсь на А.Медведя: "Отдельных особо важных заданий летчики штрафных эскадрилий не выполняли, за исключением того, что им давали больше боевых вылетов, чем летчикам других полков"


Если кто интересовался этой темой - поделитесь.


Директива об их создании за подписью И. Сталина и А. Василевского датируется 4 Августа 1942 года. Когда их организовывали, Воздушные армии получили указания составить Положение о штрафных эскадрильях и создать такие авиаподразделения в каждой авиационной дивизии. Например, 8-я ВА имела 3 истребительные дивизии, по одной бомбардировочной и ночной бомбардировочной, и в каждой была создана штрафная эскадрилья. Так же было и в других армиях. О лётчиках - штрафниках, искупавших свою вину в боях, не говорили по разным причинам. Прежде всего, эта тема очень щепетильная, и с наскока её взять невозможно. Многие лётчики - штрафники впоследствии были удостоены званий Героев Советского Союза, а некоторые - дважды. Из этой когорты вышли даже авиационные Генералы и Маршалы".

Что касается специальной штрафной авиагруппы И. Е. Фёдорова, то она действительно была сформирована летом 1942 года в составе 3-й Воздушной армии. Видимо, по тем же цензурным соображениям о ней нет упоминаний ни в мемуарах командарма М. Громова, ни в воспоминаниях других ветеранов, например, работника штаба этой армии П. Анищенкова. Между тем в личном деле И. Е. Фёдорова чёрным по белому записано: "Командир группы лётчиков - штрафников".

Что известно об этой группе, которую иногда именуют штрафным полком, состоящим из 42 самолётов и 64 лётчиков ?

Рассуждая на страницах газеты "Труд" о том, были ли вообще в советских ВВС лётчики - штрафники, заслуженные лётчики - испытатели Герои Советского Союза С. А. Микоян и А. А. Щербаков утверждали:

"Приходилось видеть копию приказа Ставки Верховного главнокомандования от 4 Августа 1942 года о создании подобных частей. Правда, не полков, а эскадрилий. Однако никаких иных документальных подтверждений появления на фронте лётчиков - штрафников не обнародовано. Не слыхали о нём и известные нам ветераны. Скорее всего, приказ этот был подписан сгоряча и в жизнь воплощён не был. Вероятно, Сталину просто объяснили, что в случае чего предотвратить перелёт к противнику проштрафившегося и, по логике вещей, обречённого почти на верную гибель лётчика попросту невозможно.

Означает ли это, что лётчики не попадали в штрафники ? Конечно, попадали. Но тогда им давали в руки винтовку и вместе с пехотой отправляли в атаку в составе обычных штрафбатов. Приходилось слышать и о таком: по приговору трибунала названных преступниками переводили в стрелки - радисты на штурмовики Ил-2. В отличие от кабины пилота на этих машинах кабина стрелка, одним пулемётом защищавшего заднюю полусферу, не имела надёжного бронирования. Поэтому потери среди этой категории были особенно велики... Скорее всего, Иван Евграфович просто пользуется доверчивостью и неосведомленностью журналистов..."

Что ж, мнение столь авторитетных в авиационном мире людей сбрасывать со счетов нельзя. Но, оппонируя к ним, автор публикации в той же газете В. Володченко цитирует обнаруженный им в Центральном архиве Министерства обороны наградной лист на И. Е. Фёдорова, подписанный зимой 1943 года Генералами авиации Ерлыкиным и Руденко, в котором говорится:

"В Отечественной войне Полковник И. Е. Фёдоров участвует с 27.07.1942 г. непрерывно. За этот перирд времени участвовал в боях на Калининском фронте в должности старшего инспектора по технике пилотирования 3-й Воздушной армии и по совместительству командовал отрядом управления, а затем группой штрафников лётного состава. За период командования группой штрафников на Калининском фронте лично произвёл 84 боевых вылета...

В Сентябре 1942 г. на Полковника И. Е. Фёдорова было возложено формирование полка "ассов" на Калининском фронте при 3-й Воздушной армии. За успешное выполнение этого задания, руководство и командование этим полком в Декабре 1942 года награждён орденом Отечественной войны 1-й степени".

По воспоминаниям И. Е. Фёдорова среди его штрафников было немало сорвиголов. Командовать "воздушными хулиганами" никто из асов 3-й Воздушной армии не захотел. Фёдоров же сам считался хулиганом, имел прозвище Анархист и добровольно вызвался возглавить эту группу. В неё вошли лётчики - истребители Калугин, Минченко, Покровский, Решетов и другие. Кроме того, авиагруппу усилили лучшими асами 3-й Воздушной армии - А. Боровых, В. Зайцевым, Г. Онуфриенко и другими.

Авиагруппа штрафников дислоцировалась недалеко от Андреаполя, на аэродроме Башарово. По времени она действовала всего 2 месяца. И, судя по всему, воевала довольно успешно. Хотя цифры, названные И. Е. Фёдоровым в фильме "Небесный штрафбат", вряд ли соответствуют действительности. В этом фильме, который был показан на канале "ОРТ" 3 Мая 2005 года, Фёдоров, в частности, говорил:

"Отчаянно дрались мои товарищи не за ордена и медали - самой желанной наградой была возможность вернуться после "искупления" в родную часть. 519 фашистских самолётов уничтожила группа лётчиков - штрафников осенью 1942 года. И уже через 2 месяца командующий Калининским фронтом Конев вызвал меня и сказал: "Пиши отчёт, предлагай, что делать со штрафниками". Четверо были тогда представлены к званию Героя, остальные получили награды и очередные воинские звания, и все разъехались по своим полкам".

По утверждению И. Е. Фёдорова, для возвращения из авиаштрафбата в родную часть лётчику надо было сбить не меньше 10 самолётов противника, а сам он за это время уничтожил 15 немецких самолётов и 3 подбил. Документально эти победы "штрафников" никак не подтверждены и на официальные счета проштрафившихся лётчиков записаны не были.

В Январе 1944 года командир 6-го истребительного авиационного корпуса Гвардии полковник Н. Жильцов подписал боевую характеристику и представление И. Е. Фёдорова ( вторично ) к званию Героя Советского Союза, указав, что за сбитые самолёты он ещё не был награждён. Но командующий 16-й Воздушной армией Генерал - лейтенант авиации С. И. Руденко, считая, что Фёдоров занимается "вымогательством" наград и "очковтирательством", приписывая себе "дважды одни и те же самолёты, сбитые им", ходатайствовал перед Главным маршалом авиации А. А. Новиковым о снятии И. Е. Фёдорова с занимаемой должности и о назначении его с понижением. Генерал Е. Ерлыкин сменивший Жильцова, нашёл массу недостатков в 256-й авиадивизии, которой руководил Фёдоров, отстранил его от должности и высказал "целесообразность посылки Фёдорова на курсы командиров дивизий для углубленного приобретения оперативно - тактических знаний". А представление его к званию Героя второй раз приостановили.

После окончания курсов начсостава Полковник И. Е. Фёдоров был назначен командиром 273-й истребительной авиационной дивизией, а в Июне 1944 года был назначен заместителем командира 269-й Краснознамённой истребительной авиационной дивизии Полковника В. Додонова. В её составе принимал участие в освобождении Белоруссии, Прибалтики и Польши, воевал на 3-м Прибалтийском и 2-м Белорусском фронте, участвовал в боях над Восточной Пруссией и Германией. Имел ранения в руку, ногу и лицо.

Фёдоров вновь попал в свою стихию - получил возможность больше летать. Здесь он вновь собрал специальную группу, состоящую из 9 лётчиков, вместе с которыми продолжал заниматься "свободной охотой" за линией фронта. После проведённой воздушной разведки эта группа, как правило, к вечеру пролетала над одним из немецких аэродромов и сбрасывала банку с грузом и запиской внутри, в которой немецким лётчикам предлагалось провести поединок, причем строго по числу самолётов, прилетевших с советской стороны. Немцы принимали вызов и начинались воздушные дуэли. По словам Фёдорова, только в этих дуэлях он одержал 21 победу, а свой самый удачный бой провёл в небе над Восточной Пруссией в конце 1944-го, сбив сразу 9 Ме-109. Но опять же никаких документальных подтверждений этому не имеется...

По словам самого Фёдорова, он несколько раз таранил самолёты противника. Удачный таран был 17 Августа 1944 года. Летели в паре вдоль железной дороги. Противоположным курсом - строй "Юнкерсов". Насчитал 31 бомбардировщик. Их сопровождают и прикрывают ещё 18 "Мессершмиттов". Едва начал строить маневр для атаки, как ведомый с перепугу пошёл вниз и бросил командира. Фёдоров передал по рации: "Следите за последней работой, чем позорно жить, лучше честно умру !" - и бросился в самую гущу бомбардировщиков. С близкого расстояния сбил 5 "Юнкерсов" и одного таранил. Документ, подтверждающий описание этого боя, подписал начальник штаба 6-го истребительного авиакорпуса Полковник Н. П. Жильцов. Лётчик едва - едва дотянул до своего аэродрома на истерзанной, не слушающейся руля машине.

Парадокс, но за всё время Великой Отечественной войны Фёдоров был награжден лишь тремя орденами: двумя Отечественной войны 1-й и 2-й степени и ещё Александра Невского за формирование полка асов. В самом конце войны Фёдорова представили за обучение боевых лётчиков приёмам воздушного боя к ордену Красного Знамени, но награды этой он почему - то не получил.


http://www.proza.ru/2011/05/26/824


у меня бкз винт вроде был на летчик штрафной эскадрильи - прям в наградном так и сказано
надо покопаться если интересно


Конечно интересно, Ждем...




 cron


Рейтинг@Mail.ru      Rambler's Top100
by phpBB © 1999-2008, Chepelivski Vitali & Demchenco Paul © 1999-2014, Карта форума